Минимум диалогов, максимум размышлений — так, я бы описал эту книгу.
Сюжет
Сюжет романа основывается на событиях чумного года в Оране (Алжир), ужасной эпидемии, которая толкнула горожан в пучину страданий и смерти.
Произведение написано в формате дневника. Повествование ведется от лица доктора Риэ, непосредственного участника тех событий.
Риэ — признает только факты. Стремится к точности их изложения, не прибегая ни к какому художественному украшению. По натуре, мировоззрением, характером занятий, ходом событий он ориентируется только на разум и логику, не признаёт двусмысленности, хаоса, иррациональности.
Было очень актуально читать, как автор изобразил карантинные ограничения, настроение народа и стремление к свободе, могу сказать, что методы, которое использовало государство в те времена и сейчас — ничем не отличаются.
Мне нравится и я погружаюсь в философию экзистенциализма. Читая, я не понимал, почему каждый персонаж описан абстрактно и сам сюжет книги тоже был абстрактным, если экзистенциализм про уникальность бытия. Примерно на 300-ой странице, я осознал и понял о чем эта книга. Я был в приятном шоке от того, как автор через болезнь, смог ловко изобразить тщетность бытия.
Рекомендую к прочтению.
Цитаты:
Журналист спросил, предохраняет ли маска хоть от чего-нибудь, и Тарру ответил: нет, зато действует на других успокоительно.
Теперь они знали, что существует на свете нечто, к чему нужно стремиться всегда и что иногда дается в руки, и это нечто — человеческая нежность.
Зло, существующее в мире, почти всегда результат невежества, и любая добрая воля может причинить столько же ущерба, что и злая, если только эта добрая воля недостаточно просвещена. Люди — они скорее хорошие, чем плохие, и, в сущности, не в этом дело. Но они в той или иной степени пребывают в неведении, и это-то зовется добродетелью или пороком, причем самым страшным пороком является неведение, считающее, что ему все ведомо, и разрешающее себе посему убивать. Душа убийцы слепа, и не существует ни подлинной доброты, ни самой прекрасной любви без абсолютной ясности видения.
Даже тот, кто не болен, все равно носит болезнь у себя в сердце.
Стихийное бедствие не по мерке человеку, потому-то и считается, что бедствие — это нечто ирреальное, что оно-де дурной сон, который скоро пройдет. Но не сон кончается, а от одного дурного сна к другому кончаются люди, и в первую очередь гуманисты, потому что они пренебрегают мерами предосторожности. В этом отношении наши сограждане были повинны не больше других людей, просто они забыли о скромности и полагали, что для них еще все возможно, тем самым предполагая, что стихийные бедствия невозможны. Они по-прежнему делали дела, готовились к путешествиям и имели свои собственные мнения. Как же могли они поверить в чуму, которая разом отменяет будущее, все поездки и споры? Они считали себя свободными, но никто никогда не будет свободен, пока существуют бедствия.
Все, что человек способен выиграть в игре с чумой и с жизнью, — это знание и память.
Когда невинное существо лишается глаз, христианин может только или потерять веру, или согласиться тоже остаться без глаз.
Подписывайтесь на мой «Букмейт».